Рост цен на автомобили в Российской Федерации начался в августе и продолжается в сентябре. Это произошло на фоне увеличения утильсбора и ослабления рубля. Согласно проведенному опросу дилеров, в среднем цены повысились на 4%, а в некоторых случаях дошли до 20%. Хотя участники рынка утверждают, что пока еще не все новые расходы были переложены на цены, так как они пытаются их сдерживать. Даже находясь в условиях высокой конкуренции, на рынке все еще действуют скидочные программы. Аналитики полагают, что это указывает на осторожность автопроизводителей. В связи с этим, можно предположить, что повышение цен на автомобили будет продолжаться в будущем.
С начала августа, когда произошло увеличение утильсбора и одновременное снижение курса рубля, стоимость автомобилей резко возросла. Согласно данным Национального агентства по планированию и исследованию инноваций (НАПИ), цены повысились на 0,1–14,3%. Новые розничные цены были введены для 127 комплектаций, что сильно отличается от 52 комплектаций, которые были обновлены в июле.
Стоимость отдельных комплектаций и моделей отечественных автомобилей Lada и УАЗ «Патриот» выросла на 1,4–5% и 8,3% соответственно. Комплектации «Москвич 3» и «Москвич 3E» подорожали на 10,1–11%.
Некоторые бренды, такие как Haval, дважды повышали цены на свои автомобили еще в августе. Например, цены на пикап GWM Poer KingKong и кроссовер Haval M6 выросли. Первоначально Poer KingKong подорожал на 200 тыс. рублей в начале августа, а затем во второй половине месяца повысился еще на ту же сумму, в итоге увеличившись в цене на 6,3–6,7% (в зависимости от комплектации).
Обновление прайс-листов продолжается и в сентябре. По данным агентства «Цена Авто», автомобили марки Jetour подорожали на 50 тыс. рублей в августе и на столько же в сентябре (или на 1,6–2%). Компания Chery в сентябре повысила цены на 8 продаваемых моделей на 30–70 тыс. рублей (или на 1,1–2,1%). Представители компании сообщили, что решение о пересмотре цен связано с колебаниями курса валюты, утилизационным сбором и логистикой.
В сентябре текущего года мы наблюдали продолжение изменения цен на автомобили Lada. В частности, цены на более высокие комплектации модели Granta повысились на 10-60 тыс. рублей. Эта корректировка цен связана с дополнительной комплектацией автомобилей опциями, которые поставляются как отечественными, так и зарубежными поставщиками, а также с использованием импортных субкомпонентов и сырья.
Мнение дилеров, с которыми было проведено интервью, подтверждает, что повышение цен на автомобили Lada будет продолжаться.
Генеральный директор компании «Автодом» Андрей Ольховский заявляет, что в сентябре и октябре текущего года ожидаются дополнительные изменения в стоимости автомобилей. Он уточняет, что утильсбор уже учтен при формировании цен, но это не означает, что импортеры сразу же добавят его к стоимости автомобилей. «Они будут компенсировать новые издержки, но сделают это так, чтобы это меньше всего отразилось на продажах и доходности», — рассказал господин Ольховский журналистам «Коммерсантъ». Он также оценивает рост цен на некоторые модели автомобилей с начала августа в пределах 12-16%, особенно на моделях, которые находятся в фокусе контроля.
Андрей Ольховский отмечает, что наиболее значительное повышение цен произошло на тех марках автомобилей, которые были ввезены по более высокому курсу юаня. «Те, кто использовал хеджирование юаня, смогли сохранить цены и даже сейчас могут удержать их на прежнем уровне. Влияние на цены определяется компетентностью финансовой службы импортера», — заключает дилер.
Анализируя текущую ситуацию на автомобильном рынке, можно заметить увеличение цен на новые автомобили. Это удорожание ощущается как у официальных дистрибьюторов, так и через альтернативные каналы поставок. Прежде всего, цены возросли на модели с двигателями объемом более 3 литров и исходно дорогими валютными ценами. Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh, Евгений Житнухин, отмечает, что повышение утилизационного сбора и волатильность курса рубля еще не полностью отразились на стоимости автомобилей. Особенно сильно повысились цены на автомобили с двигателями объемом от 2 до 3,5 литра, ввезенные по параллельному импорту — их стоимость выросла на 20%.
Глава Минпромторга, Денис Мантуров, 10 июля заявил о том, что договоренности с автомобилестроителями не предполагают необоснованного повышения цен.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», Ренат Тюктеев, отмечает, что цены на автомобили повысились из-за падения курса рубля и увеличения утилизационного сбора. Однако, даже при стабилизации курса рубля, ожидается дальнейший рост цен. Автомобили, ввезенные по параллельному импорту, будут дорожать быстрее, так как китайские бренды, имеющие официальные дилерские сети, удерживают цены на достаточно низком уровне.
Несмотря на рост цен, на рынке сохраняются акции и скидки. В некоторых компаниях, например, в Chery, действуют программы «Прямая скидка», которые могут быть отменены в случае дестабилизации ситуации.
Андрей Ольховский, специалист в области автомобильного рынка, указывает, что скидки и спецусловия важны для поддержания продаж и их изменение не зависит от изменения цен. Ренат Тюктеев также отмечает, что некоторые марки из Китая уменьшили суммы поддержек для дилеров, что приведет к уменьшению размера скидок. Директор «Рольф Юг» и «Рольф Вешки», Николай Иванов, также говорит о сокращении поддержек от ОЕМ-брендов.
Сергей Удалов из «Автостата» предполагает, что на текущем относительно высоком спросе и при конкуренции марки будут корректировать цены и предлагать скидки. Однако, при нестабильной ситуации, например, с поставками, марки могут отказаться от программ поддержки.