Чем заменят мурманский уголь? — Деловой Подход

Чем заменят мурманский уголь?

Власти Мурманска планируют перенести перевалку угля из Мурманского морского торгового порта (ММТП) в строящийся порт Лавна на западном берегу Кольского залива. Губернатор региона Андрей Чибис в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным 6 августа озвучил просьбу о поддержке данного проекта. При этом ММТП не планируют закрывать.
Как сообщает kommersant.ru, Андрей Чибис отметил важность сохранения ММТП: «Мы должны порт сохранить». Он подчеркнул, что перевод угля должен происходить поэтапно. Однако какие грузы могут прийти на место угля в Мурманске — до сих пор неизвестно.

Особенности ММТП

Основное конкурентное преимущество ММТП заключается в его способности принимать крупные суда класса Capesize. Однако сохранение грузовой базы будет затруднено, поскольку мировой рынок таких судов преимущественно формируют уголь и железорудный концентрат (ЖРК). Удаленность Мурманска делает его невыгодным для новых объемов ЖРК и удобрений, а контейнерные перевалки могут сосредоточиться на уже существующих мощностях в Санкт-Петербурге.

Мурманское портовое хозяйство, основанное в 1915 году, продолжает развиваться и укреплять свои позиции в транспортной инфраструктуре России. Недавняя реконструкция причала № 2 первого грузового района, где началась деятельность Мурманского морского торгового порта (ММТП), позволила значительно увеличить обработку навалочных грузов до 5 млн тонн.

Фото из официального Telegram-канала ММТП «Порт Мурманск»

В 1994 году был образовано акционерное общество «Мурманский морской торговый порт», которое в 2012 году приобрела Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК). Позже порт был выделен в состав Национальной транспортной компании, объединившей все логистические активы холдинга. На сегодняшний день управление и владение ММТП осуществляется АО «Портовый альянс». Порт играет важную роль в Северном морском пути, обеспечивая 4% от общего грузооборота этого транспортного коридора в 2023 году.

При проектной мощности в 24 млн тонн в 2023 году, фактическая загрузка ММТП составила 17,4 млн тонн, из которых 83% — уголь, 9% — железорудный концентрат и еще 9% — прочие грузы. Мурманский порт обладает уникальным статусом глубоководного порта на российском Севере, обеспечивающего выход в океан без зависимостей от международных проливов.

Угольная пыль

Проблема, касающаяся угольной пыли, стала темой обсуждений общественности региона в период избирательной кампании губернатора области. ММТП действительно находится практически в центре Мурманска. При этом порт активно занимается вопросом улучшения экологической ситуации. С 2017 по 2021 год реализовал масштабную экологическую программу, в которую было инвестировано более трех миллиардов рублей.

В 2024 году проведено математическое моделирование, которое оценило распространение угольной пыли и эффективность существующих мер. Михаил Кузнецов, генеральный директор АО «Портовый альянс», отметил, что впервые была создана модель, учитывающая ветровые условия. В текущем году будет завершена работа по оптимизации высоты установки пылеподавления в зависимости от высоты штабеля. На 2025 год запланированы дополнительные инвестиции в размере 500 миллионов рублей на экологические проекты.

Грузоотправители в свою очередь также принимают меры для снижения негативного влияния на окружающую среду. На угольных разрезах в 2024 году был модернизирован погрузочный комплекс, который исключает необходимость доведения угля до нужной фракции в порту. В дополнение к этому налажено производство профилактических жидкостей, которые помогают уменьшить уровень пыления.

Перенос в Лавну

Тем временем Андрей Чибис предложил перенести перевалку угля в строящийся пограничный порт Лавна, который является глубоководным незамерзающим портом и расположен на западном берегу Кольского залива, напротив Мурманска. Открытие рабочего движения в порту Лавна состоялось в декабре 2023 года, а к середине 2025 года запланирован запуск терминала проектной мощностью в 18 млн тонн. Согласно прогнозам, к 2030 году объем грузоперевозок в этом направлении может вырасти до 32-34 млн тонн.

Однако текущие условия экспорта угля через порты Северо-Запада не позволяют достигнуть необходимой рентабельности, особенно учитывая высокие логистические затраты. По данным NEFT Research, в первой половине 2024 года убытки от железнодорожных поставок на уголь составляют почти 2,24 тыс. рублей за тонну для энергетического угля, 4,6 тыс. рублей за тонну для коксующегося угля и 1,11 тыс. рублей за тонну для антрацита. Отмена экспортной пошлины окончательно не решит проблему, так же как и возвращение коэффициентов на дальность и дополнительные скидки. В итоге эксперты подчеркивают необходимость дополнительных мер поддержки, включая возможные бюджетные субсидии.

По словам Михаила Кузнецова, идея о строительстве некэптивного угольного терминала в Мурманске является нецелесообразной. Он объясняет это тем, что при экспорте угля Мурманск сталкивается с более высокими транспортными расходами по сравнению с Усть-Лугой, которая находится в том же Северо-Западном бассейне. Разница составляет 6 долларов за тонну. Если же сравнивать с Черным морем, при стоимости перевалки в Мурманске на уровне 7 долларов, в черноморских портах она достигает 28. Становится очевидно, что расширение мощностей для перевалки угля будет более логично именно в Черном море.

Мурманск из-за своего географического положения может обрабатывать лишь ограниченное количество грузов. По мнению Кузнецова, после расширения Восточного полигона потенциально целесообразные перевозки из Мурманска могут составлять 3-4 млн, максимум 5-6 млн тонн. При этом Мурманский морской торговый порт в сочетании с Лавной имеет мощность порядка 40 млн тонн. Он резюмирует, что возможности перевалки угля в Мурманске в пять-семь раз больше, чем экономически оправданные объемы для внешней торговли, но в случае благоприятных изменений в геополитической ситуации, возможно, рынок вырастет до 12-15 млн тонн.

На замену углю

Что касается альтернатив углю, губернатор Чибис считает, что контейнерные грузы могут занять освободившиеся объемы на восточном берегу. Власти региона занимаются разработкой мер поддержки для привлечения новых грузов, включая тарифные скидки от ОАО РЖД.

При этом, по словам Михаила Кузнецова, ММТП — это крупный порт, а для его успешной работы нужны массовые грузы. Неудобное расположение Мурманска можно компенсировать за счет приема крупных судов с массовым грузом — как уголь и железорудный концентрат. Во всем мире примерно 75% загрузки судов типа Capesize приходятся на железорудный концентрат, около 25% — на уголь, а доля зерна практически незначительна.

Кузнецов также добавляет, что удобрения не перевозят на судах этого класса, только Babycape, и то единично за год. Железорудный концентрат, производимый на Кольском полуострове, в настоящее время в полном объеме переваливается через ММТП. Перевозки из Курска добавляют 15 долларов к себестоимости, тогда как к черноморским портам или к Усть-Луге гораздо легче и выгоднее. Остальные месторождения железорудного концентрата находятся слишком далеко от Мурманска, чтобы стоимость морского фрахта могла компенсировать затраты на железнодорожные перевозки.

Что касается контейнерных перевозок, на которые надеется администрация Мурманска, аналитики не спешат с оптимистичными выводами. Они указывают на избыточные мощности контейнерных терминалов в других портах Северо-Западного бассейна, включая Санкт-Петербург, которые остаются недостаточно загруженными. По итогам 2023 года объем перевалки контейнеров в балтийских портах составил лишь 1,22 млн TEU, что соответствует примерно половине показателей 2021 года. В условиях, когда значительная часть контейнерных мощностей в Петербурге простаивает, сложно предположить, что кто-то выберет Мурманск для перевозки контейнеров, что отмечает один из стивидоров региона.

Завод в Челябинской области запустил комплекс очистки стоков почти за 2 млрд рублей

Ставрополье увеличит финансирование производства баранины в два раза

Индекс промышленного производства в Петербурге за семь месяцев составил 112,2%

«Норникель» планирует внедрить систему мониторинга мерзлоты на гидротехнических сооружениях