Недвижимость, гиды, учителя — как русскоязычные интегрируются в балийскую среду — Деловой Подход

Недвижимость, гиды, учителя — как русскоязычные интегрируются в балийскую среду

Как и другие популярные туристические локации мира, Бали нуждается в постоянном притоке иностранного капитала. Стабильный рост турпотока, который генерирует 80% ВВП острова, стимулирует интенсивное развитие инфраструктуры. Открытие отелей, ресторанов, торговых центров и строительство транспортной сети требуют значительных вложений. Местные власти хорошо это понимают, поэтому стараются повысить инвестиционную привлекательность Бали. Но под инфраструктурой понимаются не только отели и дороги. Иностранцы, которые переезжают на Бали и работают здесь, привозят с собой экспертизу и опыт, необходимые для развития различных отраслей экономики и повышения их конкурентоспособности.

Оседлали турпоток

На постоянной основе сегодня на Бали живут тысячи русскоязычных жителей из разных стран постсоветского пространства. Они открывают счета в банках, инвестируют в строительство, открывают рестораны, работают гидами, переводчиками, массажистами, учителями и даже инструкторами йоги. О масштабе комьюнити говорит огромное число блогов, посвященных жизни на Бали, а также групп в соцсетях для живущих на острове. У этих людей разные интересы, финансовые возможности и способы заработка. Но все они вносят существенный вклад в создание комфортной жизни на Бали, говорит Николай Нечунаев, гендиректор Alex Villas Agency.

В первую очередь, речь идет о сфере туризма. «Русскоязычные жители Бали с готовностью обслуживают приезжих соотечественников. Сегодня они водят экскурсии по острову, дают уроки серфинга, сдают в аренду байки, преподают йогу», — рассказывает Нечунаев. У многих предпринимателей из России, Украины и Белоруссии уже есть опыт открытия своих гостиниц на Бали. Конкуренция в этой области очень высокая, но при грамотном инвестировании и маркетинге им удается довольно быстро окупить вложения.

Это же касается других видов туристического бизнеса. В Куте и Чангу есть русские школы для серфинга и других активных видов отдыха. Там работают русскоязычные инструкторы, проводятся вечеринки для соотечественников, работают серф-кафе.

Общепит — особый мир

«Сфера общепита — это вообще отдельный мир, в который проникли русскоязычные рестораторы. Причем как опытные предприниматели, так и новички. Разнообразие заведений, которое встречается на Бали, может вызвать приятный шок. Кто-то открывает фрэш-бар (со свежими фруктами, как вы понимаете, проблем здесь нет); кто-то — нанимает местных поваров и готовит азиатские блюда; кто-то создает полноценные заведения европейского уровня», — говорит Николай Нечунаев. И то, и другое пользуется спросом, но у разной аудитории. Туристы часто предпочитают экзотику; те, кто живет на острове давно и испытывает ностальгию по борщу, вареникам и чебурекам, ходят в соответствующие заведения. Некоторые бизнесмены идут дальше и открывают на Бали собственные food-мастерские и фермы.

Причем клиенты — не обязательно туристы из постсоветского пространства. Многие иностранцы ценят качество и креатив выходцев из СНГ.

Недвижимость — понятная сфера

Перспективная и «понятная» область, привлекающая русскоговорящих инвесторов, — это недвижимость. В Индонезии есть некоторые ограничения по открытию фирм иностранцами (регистрация предприятия возможна только гражданином страны), но партнерство с местными предпринимателями и менеджерами позволяет решить эту проблему. Поэтому здесь активно развиваются строительные компании, принадлежащие выходцам из постсоветского пространства. Конкуренция в этой области велика, но выигрывают ее те, кто строит качественное высокотехнологичное жилье и создает рабочие места для балийцев.

Процветание строительного бизнеса, рассчитанного на туристов, — это и возможность для инвестирования. Многие релоканты из постсоветских стран вкладываются в строительство вилл и апартаментов, а потом сами или через управляющую компанию сдают жилье. Учитывая доходность до 30% годовых, окупить недвижимость можно за 5 лет, а потом — без проблем жить на доходы от аренды. Иностранцы также активно инвестируют в сопутствующий строительству бизнес. Например, открывают производства стройматериалов или мебели.

Русские школы

Николай Нечунаев указывает также на сегменты рынка, не связанные напрямую с туризмом, но привлекающие внимание релокантов. В частности, образование. На Бали уже появились полноценные русские школы. Обучение в них нестандартное, но включающее в себя традиционные школьные предметы. В некоторых даже есть возможность пройти российскую аттестацию. На острове есть и русские детсады, которые открывают наши соотечественники. Но учителя, владеющие английским языком, часто предпочитают работать в международных школах. Иногда там же они преподают факультативно русский.

Учитывая рост турпотока, а также мощную волну релокации из стран бывшего СССР, вклад русскоязычных жителей в развитие балийской инфраструктуры и развитие туристической отрасли сложно переоценить. Многие релоканты признаются, что главными их преимуществами на острове становятся предприимчивость и профессионализм.

Петербургские застройщики не ожидают значительных изменений на рынке недвижимости

Россия использовала накопленные миллиарды индийской рупии в инвестиции

В Карелии зафиксировали увеличение спроса на «вторичку» на 17%

Жителям Петербурга стали назойливо предлагать недвижимость в Дубае