В результате вооруженных действий в Израиле многие авиакомпании отменили свои рейсы в страну. Второй перевозчик, осуществляющий прямые полеты из России, «Азимут», пока продолжает дневные рейсы в Тель-Авив из Сочи и Минвод, однако будущее этих рейсов зависит от возможности страхования самолетов с учетом военных рисков. Росавиация также запретила ночные рейсы в Израиль.
Единственная израильская авиакомпания EL AL продолжает осуществлять полеты, включая направление в Москву, и предлагает пассажирам возможность бесплатного изменения или переноса вылета при желании. Однако около трети рейсов из основного аэропорта Бен-Гурион были отменены или задержаны 8 октября.
Эксперты, опрошенные «Коммерсант», ожидают, что в течение недели будет ясно, будут ли возобновлены рейсы крупных авиакомпаний в Израиль после страхования военных рисков, а также потребуется ли эвакуация граждан других стран. Множество международных авиакомпаний уже отменили десятки рейсов в страну после атаки боевиков «Хамаса» на израильские города 7 октября. С 8 октября Израиль официально находится в состоянии войны.
Одной из первых авиакомпаний, объявивших об ограничении полетов из Франкфурта, стала Lufthansa. В тот же день Swiss Air, Austrian Airlines, Turkish Airlines, LOT, Wizz Air, Air Baltic, United Airlines также объявили о приостановке своих рейсов. Список отмененных рейсов аэропорта Бен-Гурион также включает American Airlines, Air France, Emirates, Ryanair и Aegean Airlines. Позже Iberia, ITA Аirways, Aegean и Air India также объявили об отмене рейсов. Большинство авиакомпаний сообщили, что приостанавливают свои полеты на несколько дней или до дальнейших указаний местных властей.
На момент публикации, из 85 запланированных рейсов из аэропорта Бен-Гурион с полудня до 18:00 8 октября, 35 рейсов были отменены или задержаны. Emirates и Flydubai вылетели в Дубай, Pegasus — в Измир и Бодрум, Blue Bird Airways и Cyprus Airways — в Ларнаку (Кипр), а Air Serbia без задержек вылетела в Рим. Национальный перевозчик Эль-Аль продолжает свои полеты во всех направлениях, включая Москву, без изменений в расписании. Пассажирам, не желающим лететь, предлагается возможность бесплатно перенести даты или обменять билеты на ваучеры.
Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что в течение ближайшей недели станет ясно, смогут ли международные авиакомпании договориться со страховщиками об условиях, при которых они смогут возвращаться в Израиль. «Страховые ставки на военные риски могут составлять до 1 миллиона долларов за рейс, и даже рост страховой премии на десятки тысяч долларов может сделать рейс неэкономически целесообразным», — поясняет он.
Если гражданские перелеты полностью прекратятся, то останутся только эвакуационные рейсы. Например, Польша уже объявила о направлении военных транспортных самолетов для эвакуации своих граждан из Израиля. По оценкам экспертов, как минимум четверть населения Израиля имеет гражданство других государств, причем преимущество отдается США и РФ, отмечает Ланецкий. Он также добавил, что «вопрос о вывозных рейсах, при необходимости, будет решаться силами иностранных государств».
Еще один эксперт в области авиации полагает, что «при условии прекращения обстрелов израильской территории с высокой вероятностью, несмотря на пережитый шок последних дней, полное прекращение авиасообщения не произойдет».