Правительство приняло решение вернуть топливный демпфер и увеличить его размеры с 1 октября в связи с введением ряда мер по стабилизации топливного рынка. Изменение коэффициента с 0,5 до 1 позволит компенсировать нефтеперерабатывающим заводам снижение доходов при продаже моторного топлива внутри страны. Об этом сообщил «Коммерсантъ», ссылаясь на пресс-службу правительства.
Дополнительно, были введены и другие меры для стабилизации топливного рынка. Введена заградительная пошлина в размере 50 тыс. рублей за тонну на приобретенные для перепродажи нефтепродукты. Ограничения на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты через трубопроводы, были сняты, но с условием поставки не менее 50% дизельного топлива на внутренний рынок. Доля продажи дизеля на бирже увеличена с 9,5% до 12%, а бензина 5-го класса — с 13% до 15%.
Правительство отмечает, что продажа части топлива на бирже позволяет независимым АЗС приобретать его по рыночным ценам, что снижает риски монопольного ценообразования. Эти изменения увеличат предложение на торгах и обеспечат заключение большего количества сделок на конкурентных условиях.
С 1 сентября топливный демпфер был снижен с 1 до 0,5. Вернув полные выплаты по демпферу, бюджет будет нести дополнительные расходы в размере около 150 миллиардов рублей в месяц. Ограничения были введены после продолжительного периода роста цен на нефтепродукты в оптовых продажах и последующего повышения цен наряду с розничными. Кроме того, с целью стабилизации рынка, правительство запретило экспорт бензина и дизельного топлива с 21 сентября.
Вице-премьер Александр Новак заявил 4 октября, что запрет на экспорт помог снизить оптовые цены на топливо. Тем не менее, 5 октября биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 продолжили расти. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость АИ-92 достигла 56 908 рублей, а АИ-95 — 59 174 рубля за тонну. Однако, представители отрасли полагают, что в ближайшие дни будет объявлено о частичной отмене запрета на экспорт.