Прогноз Государственной транспортной лизинговой компании предсказывает сокращение рынка лизинга в России в 2024 году. В частности, упадок объемов лизинга по всем видам транспорта может достичь 15%, а в корпоративных сегментах этот показатель может составить даже 30%. В прогнозе указываются две причины такого падения — средний размер ключевой ставки и волатильность рубля.
ГТЛК отмечает, что средний размер ключевой ставки, установленный Центральным банком в последнем прогнозе, составляет 12%. В связи с этим и нестабильностью национальной валюты, инвестиционные планы компаний могут быть заморожены, а корпоративные сегменты рынка лизинга свернутся.
Особое влияние на рынок лизинга в России имеет повышение ключевой ставки. ГТЛК отмечает, что в 2022 году повышение ключевой ставки было основной причиной уменьшения объемов рынка лизинга. В результате повышения ставки объем нового бизнеса снизился на 19%, а в корпоративном сегменте — на 30%.
Лизинговым компаниям сильно зависят от банковского кредитования, стоимость которого обычно зависит от ключевой ставки. Это делает привлечение средств для заказа на отечественных мощностях более дорогостоящим делом.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) является крупнейшей лизинговой компанией в России и управляется Министерством транспорта и Министерством финансов. В первом полугодии прошлого года ГТЛК понесла убытки в размере 26,352 млрд рублей, а за первые шесть месяцев этого года получила чистую прибыль в размере 1,062 млрд рублей.