Новые торговые центры строят без кинотеатров — Деловой Подход

Новые торговые центры строят без кинотеатров

В связи с уходом зарубежных мейджоров с российского рынка кинопроката, девелоперам приходится отказываться от размещения кинотеатров в новых торговых центрах. В настоящее время доля таких залов в проектируемых или только что построенных объектах составляет всего 0,5%, в то время как в 2010-х годах эта доля составляла 60%. Эксперты, опрошенные журналистами «Коммерсанта» подтверждают, что операторы кинозалов стали для владельцев коммерческой недвижимости ненадежными контрагентами, которые при этом платят за аренду менее, чем ритейлеры.

По данным отчета Commonwealth Partnership (CMWP), с начала 2023 года доля кинозалов в проектируемых в России торговых центрах составляет всего 0,5%. Консультанты отмечают, что такая ситуация наблюдается с 2020 года, что контрастирует с прошлыми годами 2015-2019. В то время кинозалы планировались в 20% новых объектов. Пик популярности этого формата пришелся на 2010-2014 годы, когда кинопоказ был предусмотрен в 60% торговых комплексов.

Киноиндустрия испытывает трудности в последние три года. Из-за пандемии в 2020-2021 годах прокат серьезно пострадал из-за ограничений работы залов и переноса премьер. В прошлом году зарубежные мейджоры ушли из России из-за геополитического кризиса. Многие киносети сокращают число используемых залов из-за снижения трафика, а девелоперы рассматривают альтернативные варианты досуга на месте кинозалов.

Татьяна Дивина, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP, считает, что одной из причин такой ситуации является изменение концепций строительства торговых центров. Сейчас строятся больше небольших торговых центров районного формата на транспортных узлах и даже в стилобатной части крупных жилых комплексов, вместо крупных моллов. В таких малоформатных объектах физически невозможно разместить кинотеатр, подтверждает Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости NF Group.

В условиях роста конкуренции с онлайн-платформами, операторы кинотеатров рассматриваются как финансово менее стабильная категория арендаторов, что может создать риски для девелоперов. К тому же, ставки аренды для кинозалов в торговых центрах значительно ниже, чем у ритейлеров, и зависят от процента товарооборота. В свете этого, кинотеатры отказываются участвовать в разработке площадок из-за неопределенности и ограниченного планирования.

Государство в настоящее время активно финансирует открытие новых кинозалов в регионах. Президент Владимир Путин поручил правительству разработать и реализовать программу по открытию кинозалов в населенных пунктах, где проживает до 50 тыс. жителей. Тем не менее, открытие новых залов и сетей сейчас является «абсолютно бесполезным» из-за снижения кассовых сборов. Российские фильмы могут собирать прибыль только в новогодние праздники или в длительном прокате, в отличие от зарубежных блокбастеров.

Тем не менее, в CMWP считают, что у кинопроката есть будущее в России, особенно в развитии новых малых форматов кинотеатров, которые могут быть размещены в небольших торговых объектах и даже в жилых комплексах. Отмечается, что до 2022 года Россия входила в топ-10 стран мира по посещаемости кинотеатров, что свидетельствует о спросе на кинопоказы среди аудитории и делает отрасль перспективной.

Как компании разрешают проблемные ситуации

«Магнит» выкупил 21,5% акций у инвесторов-нерезидентов

Петербургским дизайнерам предложили сотрудничать с Таджикистаном

Миллиардер Александр Кашин приобрел завод в Волгограде