На пленарном заседании нижней палаты парламента, глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный высказал предложение о необходимости корректировки демпфирующего механизма на топливо в связи с сокращением выплат по демпферу, что привело к дестабилизации рынка топлива в России.
Он отметил, что стоимость топлива на нефтеперерабатывающих заводах связана с изменением ситуации выплат по демпферу в рамках налогового маневра. В 2022 году объем выплат составил 2,17 трлн рублей, а на 2023 год было запланировано 1,2 трлн рублей. Однако фактически с учетом корректировки выплат, которая была проведена в июле, сумма значительно уменьшилась.
Завальный отметил, что резкий рост стоимости дизельного топлива на внешних рынках привел к увеличению объемов «серого экспорта», что привело к дефициту топлива для аграрных регионов, которые закупают его на оптовом рынке. Это, в свою очередь, привело к спекулятивному росту цен на дизель до 80-100 тыс. рублей за тонну.
Правительство уже приняло меры по балансировке рынка, ограничению серого экспорта и наполнению внутреннего рынка топливом. Такие меры должны привести к стабилизации ситуации, устранению дефицита и снижению спекулятивного роста цен. Однако ситуация показала, что регулирование внутреннего рынка топлива является недостаточным. Для достижения долгосрочного эффекта требуются дополнительные нормативные меры, возможно, включая корректировку демпфирующего механизма, добавил депутат.