Директор Фонда развития промышленности Петербурга Евгений Шапиро намерен принять участие в финансировании строительства завода по переработке аккумуляторов. С таким заявлением он выступил на пленарной сессии «Инвестиционно-промышленный потенциал транспортной отрасли стран СНГ в условиях новой реальности», которая проходит в рамках IV Международного транспортного фестиваля. Об этом сообщают «Ведомости».
Свое решение Шапиро объяснил ростом популярности электротранспорта в Северной столице. К примеру, с 2024 года в городе планируют запустить первую очередь парка электробусов. На данный момент пассажиров перевозят только 11 электробусов. В планах у петербургских властей увеличить автопарк до 400 машин. При этом в ближайшие два года к основной партии будут закуплены еще 120 электробусов.
Популярность легковых электромобилей растет и среди горожан. По словам директора Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ии Гордеевой, в Петербурге уже зарегистрированы 1140 единиц. Санкт-Петербург в рейтинге по этому показателю занимает лишь шестое место, уступив лидерство Москве, Московской и Иркутской областям, Приморскому и Краснодарскому краям. При этом всего в стране насчитывается порядка 24 500 электромашин на 1 января 2023 года. Гордеева также привела статистику, согласно которой на сегодняшний день доля таких машин составляет 5,3%. Однако прогнозируется стремительный рост в общем объеме и уже к 2030 году показатель вырастет до 16%.
Срок эксплуатации аккумулятора для коммерческого транспорта, согласно информации руководителя направления «Электротранспорт» ООО «Рэнера» (входит в «Росатом») Алексея Горяева, составляет от 4 до 6 лет, а для легковых автомобилей – от 8 лет. Производство по переработке литий-ионных аккумуляторов уже организовывается «Росатомом» в Нижегородской области, в городе Дзержинск. Его планируют ввести в эксплуатацию к 2025 году.
Однако Шапиро справедливо заметил, что Нижегородская область достаточно далеко от Петербурга. К тому же через пять лет уже необходимо будет разработать четкую стратегию по утилизации экологически опасных аккумуляторов.
Пока неизвестно, кто будет инвестировать строительство завода по переработке аккумуляторов в Северной столице. В своем заявлении Шапиро отметил, что фонд может организовать список льгот, действующих в 14 программах, которые реализуются ФРП. Одна из них – возможность для потенциального инвестора приобрести оборудование, участок на выгодных условиях, а также начать строительство завода в условиях промышленной ипотеки. Заем для приобретения оборудования может составить до 700 млн руб. под 1% в течение первого года, 3% – за период с 13-го месяца по 36-й и 5% начиная с 37-го месяца использования займа.
Отметим, что в Ленинградской области уже запускали крупный завод ООО «Экорусметалл» по переработке аккумуляторов. Однако он оказался не слишком успешным как бизнес-проект. В марте 2023 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение и обязал ООО «СЛС» и его 100%–ной «дочки» ООО «Экорусметалл» выплатить порядка 2,1 млрд рублей банку «Санкт-Петербург».