На конференции агентства Balt2media «Стройка в законе» руководители компаний и практикующие юристы обсудили актуальные риски строительного бизнеса, да и бизнеса вообще. Как предотвратить беду, на что не пожалеть ресурса, чтобы не потерять потом больше — мнения экспертов во многом совпали.
Строительство в новейшей истории — одна из сфер бизнеса с высокими рисками — такой тезис лег в основу обсуждения, никем из участников не оспоренный. По словам модератора дискуссии, председателя совета СРО Союз «Строители Петербурга» Андрея Пенькова, строитель даже самый профессиональный, который не начнет стройку без проекта, сметы, договора и так далее, часто оставляет структурно-финансово-экономические вопросы на потом или на откуп своим бухгалтерам, финдиректорам. «Иногда мы вовсе просто советуемся с друзьями и бывшими однокашниками, работающими в сфере аудита. Мы часто не озадачены тем, чтобы рядом были специалисты, которые помогут», — отметил эксперт.
«Бизнес еще пока предпочитает не выстраивать систему пожарной безопасности, а тушить пожары, которые уже случились. А работать с рисками надо до того, как они возникли. Это дешевле и удобнее»,
— поделилась руководитель компании «Бизнес в праве» Анастасия Шаварова.
Она привела примеры рисков: невыполнение налоговых обязательств, отказы от приемки работ или очень долгие сроки этой приемки, невыполнение работ контрагентами, а также банкротство контрагентов.
«Банкротство приводит к оспариванию сделок управляющими, к требованию возврата денег за реально сделанную работу и так далее. А в договорах мы часто обнаруживаем несоответствие реальным обстоятельствам. Мы видим сейчас по своим судебным делам, что выиграть в подобных случаях проще, если подстелить соломку. Приведу пример, когда чудом удалось спасти клиенту 6 мил рублей, которые в рамках банкротства контрагента управляющий требовал назад, причем деньги были заплачены за сделанную три года назад работу. Суду оказалось недостаточно даже счетов-фактур, подтверждающих, что работа сделана. Нам пришлось использовать фото и видео, а не только документарно доказывать свою правоту. И хорошо, что все это было»,
— поделилась Анастасия Шаварова.
Основатель и руководитель «Первой консалтинговой компании» Мария Коровкевич указала, что очень важно построить налогово-правовую структуру бизнеса, чтобы не попасть в одну из трех ситуаций: остаться без бизнеса, быть обманутым партнером или, заплатив все налоги, понять, что ничего не осталось. Она уделила внимание налоговой политике компании, отметив, что предприниматели в начале пути часто не придают значения даже выбору организационно-правовой формы.
«А тем временем это дает возможность выбрать оптимальный налоговый режим. При этом каждая форма имеет свои плюсы и свои минусы, и надо в каждом конкретном случае подбирать. В учет должно идти и возможное партнерство, и возможность продажи бизнеса, и даже оптимизация зарплат. Например, такая, когда-то популярная, а нынче подзабытая, форма как кооператив позволяет минимизировать страховые взносы. Трудовой кодекс на участников кооператива не распространяется, МРОТ не распространяется. Участники кооператива могут просто работать за дивиденды. Берем и вообще убираем страховые взносы в ноль»,
— поделилась Мария Коровкевич.
Участники встречи также обратили внимание бизнесменов на то, что выездных налоговых проверок стало на 80% меньше, но они стали более таргетными и чаще всего означают, что у налогового органа к вашему бизнесу не только серьезные вопросы, но и доказательства нарушений с вашей стороны, которые сложно будет оспорить. Аутсорсинг и приглашение внешних специалистов для контроля над бухгалтерской отчетностью, налогами и финансовыми вопросами сегодня медленно, но входят в моду. Еще на этапе создания компании эксперты рекомендуют пригласить опытных юристов, которые помогут, что называется, на берегу предотвратить возможные проблемы в будущем.