Треть предпринимателей сталкиваются с конфликтами со своими бизнес-партнерами уже в первый год сотрудничества. Такие данные следуют из опроса, проведенного аналитиками консалтинговой компании «Сотер».
Различие во взглядах на будущее бизнеса, неравное участие в общем деле, некомпетентное распределение ресурсов и зон ответственности являются наиболее частыми причинами конфликтов.
Несмотря на это, около трети опрошенных утверждают, что в их партнерстве не возникло значительных конфликтов. Более 80% респондентов считают открытый разговор наиболее эффективным способом решения бизнес-конфликтов, а помощь экспертов занимает второе место по популярности.
Представители «Коммерсант FM» беседовали с предпринимателями, чтобы выяснить, с какими конфликтами они сталкивались и как они решали проблемы со своими партнерами. Сергей Колесников, сооснователь компании «Технониколь», уверен, что проблема часто кроется не в коммуникации, а в эффективности самого предприятия. Он разделил конфликты на две категории: решаемые и нерешаемые.
Решаемые конфликты могут быть урегулированы путем заключения корпоративного договора и согласования вложений и обязательств. Нерешаемые конфликты, связанные с эмоциями, поведением и культурой, чаще всего приводят к неудачному партнерству. Кроме того, успешность бизнеса влияет на количество возникающих конфликтов, так как люди становятся терпимее друг к другу.
Как утверждает Колесников, он сталкивался с двумя типами конфликтов. В первом случае конфликт удалось разрешить путем соглашения о взаимной ответственности, а во втором — путем подавления эмоций. Он полагает, что в восьми случаях из десяти партнеры сталкиваются с объективными проблемами, связанными с нехваткой ресурсов для решения проблем. Это особенно относится к малому бизнесу, который чаще всего нерентабелен или имеет низкую прибыльность. Когда партнеры не в состоянии вернуть вложенный в бизнес капитал, начинается поиск виновного.
Ранее Деловой подход писал об исследовании бизнес-клуба «Атланты», которое показало, что каждый четвертый российский предприниматель обращается за помощью к менторам, в том числе для разрешения конфликтов.