Логистические ограничения не сказались на рынке секонд-хендов в Петербурге. Большие сети б/у товаров продолжают сотрудничать с поставщиками из Европы, единственное, что изменилось с докризисных времен – это стоимость доставки партий в Россию. Причем создается впечатление, что благодаря лояльности европейцев к поставкам поношенных вещей, в Россию можно легко наладить и поставки новой брендовой одежды.
Согласно данным Московского кредитного банка, еще в прошлом году спрос на секонд-хенды вырос в 2,5 раза. При этом данные сервиса Юкасса и ресейл-платформы Second Friend Store показывают, спрос на б/у вещи растет не только в категории дешевых вещей. 70% женщин с доходом выше среднего также заявляют, что либо уже что-то покупали на площадках реализации ношенных вещей, либо планируют начать ими пользоваться. Тот же тренд демонстрирует и платформа Oskelly, которая принимает на реализацию люксовые вещи российских клиентов. За 2022 год компания (ООО «Оскели Групп») нарастила выручку и прибыль на 141 и 115% соответственно, свидетельствуют данные БФО. Причина такого интереса нетипичной для секонд-хендов аудитории – уход премиальных марок одежды, в частности, всего холдинга LVMH. Причем процесс поставок люкса и не только европейские чиновники пытались застопорить санкциями.
Ограничения Евросоюза на ввоз в Россию подержанной одежды ввели еще в прошлом году. Формально под ограничения попали товары легкой промышленности, которые можно использовать по двойному назначению. Но у них тот же код ВЭД, что и у обычных б/у вещей – 6309. Впрочем, представители рынка секонд-хендов в Петербурге указывают, что ограничений со стороны европейских партнеров не испытывают.
Так, например, сеть «Во!Ва!», по словам сотрудников, пользуется контейнерными перевозками из Германии. «Планета Секонд-Хенд» также продолжает возить товары из Европы, правда в сети магазинов отмечают, что организован процесс через третьи страны. Так вещи попадают в Москву, где сортируются и распределяются по торговым точкам. Впрочем, если опираться на данные сервиса БФО, видно, что петербургское юрлицо сети – ООО «Логистика СПб» – за прошлый год сократило показатели по выручке, но незначительно – около 2%. Тогда как прибыль компании выросла на 7% до 94 млн рублей.
Нет сложностей и у селективных секонд-хендов, которые ориентированы на более состоятельную аудиторию. В этом случае байеры «на местах» в Европе отбирают вещи для будущей поставки, а представители российского бизнеса только утверждают ассортимент. В частности, такой формат работы уже был опробован секонд-хендами в пандемию, тогда решения о привозе той или иной вещи принимались по видеосвязи.
В целом в Петербурге работает большой пласт селективного ресейла, который в меньшей степени зависит от иностранных поставок. В частности, ООО «Спасибо!» развивает сеть контейнеров сбора ненужной одежды петербуржцев. Впоследствии около 10% пригодного для продажи ассортимента, по данным экологического движения «Раздельный сбор», поступает в одноименные магазины. Остальное идет на благотворительность или переработку.
Часть секонд-хендов кастомизирует товар перед продажей. В частности, в «Bezбирок» процессом обновления вещей, принесенных покупателями для дальнейшей продажи, занимаются сами сотрудники по личной инициативе.