Как малому и среднему бизнесу (МСБ) выйти на новые экспортные рынки со своим продуктом, как не потеряться на них и есть ли механизмы господдержки в данной сфере — предельно предметно обсудили на конференции Balt2media «ВЭД. Как нарастить несырьевой экспорт». Специалисты коснулись даже китайских соцсетей и африканских банков.
Новая санкционная география экспорта заставила российский бизнес осваивать альтернативные выходы за пределы страны. Некоторые попытались достучаться до государственной поддержки и достучались — система начала работать на федеральном и региональном уровнях.
Догоняющее сотрудничество
Первым слово на конференции взял модератор мероприятия, президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области Александр Габитов, который отметил, что собравшимся есть что обсудить, а эксперты уже успели накопить определенный опыт, которым готовы делиться.
Стоит отметить, что если крупный окологосударственный бизнес и ранее был знаком с неевропейскими рынками, то малый и средний по большей части удивленно приподнял брови на изменившуюся конъюнктуру. Особенно бизнес Петербурга и Ленинградской области, который еще вчера продавал свой продукт в Финляндию, Германию и близлежащие европейские страны. Сложностей, правда, много, подтверждают эксперты. Китай, Индия, страны Африки со своим суахили таят сюрпризы: возникли не только трудности перевода, но и непонимание ментальности и культуры восточных и южных партнеров, не говоря уже об отстающей инфраструктуре в этих направлениях.
«Несмотря на то что Дальний Восток объявлен территорией опережающего развития и там строится большое количество разных хабов, мы видим, что этого недостаточно. Товарооборот с Китаем растет, но при этом мы его быстро обработать не можем. Вторая проблема — логистика. Я обратила внимание, что на сессии Россия — Китай в рамках Восточного экономического форума никто не говорил, что мы будем строить скоростные железные дороги, речь шла только о продлении срока службы подвижного состава. Такой подход, конечно, неприемлем. Нужны усилия на государственном уровне», — отметила болевые точки Людмила Веселова, руководитель магистерских программ НИУ «Высшая школа экономики».
При этом Китай — хорошая почва для экспорта из России. Там довольно высокий уровень жизни по сравнению с Россией и более высокие цены на услуги и товары повседневного спроса.
Кросс-культурный менеджер по взаимодействию с Китаем компании Media Connect Анна Челнокова-Щейка приоткрыла перед участниками конференции нюансы выведения товаров на китайский рынок через соцсети, которые уже давно стали там поисковыми системами.
«Помимо правильной стратегии, упаковки контента, компаниям-экспортерам для повышения продаж необходимо следить за социальными трендами. Например, сегодня очень актуальны стриминговые видео и интеграции в видеостриминговые сервисы. Только комплексная профессиональная работа поможет быстрому продвижению продукта и услуги на азиатском рынке», — уверена Анна Челнокова-Щейка.
Поддержка бесплатно
Заместитель директора АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта» Екатерина Артюшенкова поделилась, что организация готова поддерживать бизнес, причем на безвозмездной основе. Подобные центры есть в каждом регионе страны.
«У нас можно получить доступ к аналитике. Мы выводим экспортеров на электронные площадки. Помогаем с платежами, логистикой, поиском партнеров. Результат у тех, кто к нам пришел: стали появляться договоры о намерениях и, более того, реальные экспортные контракты», — поделилась Екатерина Артюшенкова.
Она добавила, что реализовывать свой продукт за рубеж сегодня стремятся представители самых разных сфер.
«У нас есть строительные краны, а есть накладные ресницы», — привела пример эксперт.
Помощь, таким образом, по сути, делится на три направления: прямое финансирование, помощь в части экономии расходов и знания.
«Помимо прочего, мы помогаем с проверкой контрактов, с переговорами, с переводами — это все бесплатно. Организуем совместные международные выставки, где наш бизнес может показать себя, а также бизнес-миссии онлайн», — поделилась заместитель руководителя центра поддержки экспорта Ленинградской области Елизавета Цепа.
Что говорит сам бизнес о подобной поддержке? Представитель компании «Макароника» — производителя известного французского десерта макаронс — поделилась опытом.
«Было страшно подступиться. Но первые шаги мы сделали под патронажем как раз петербургского центра поддержки экспорта. С ними мы «шагнули» в Казахстан и Белоруссию. Причем отмечу, казалось бы, с этими странами все просто, но подводные камни все же есть. Затем мы пошли дальше, и здесь уже подключился федеральный центр поддержки, который помог нам найти партнеров в Азербайджане. Можно сказать, что я приехала в Баку заключать контракт на все готовое. Сейчас мы шагаем в Саудовскую Аравию. Ну, на этом направлении нужно, я вам скажу, запастись терпением», — рассказала менеджер по развитию экспорта «Макароника» Иветта Зубер.
Азия и Африка
Бюджетные структуры — не единственные помощники с выходом МСБ в новые для них страны и даже на новые материки. Последние годы рынок наполняется целым спектром соответствующих услуг. Так, в рамках конференции прозвучал даже подробный маршрут открытия холдинга в ЮАР. С ним участников познакомил представитель адвокатского бюро Nordic Star, уже прошедшего этот непростой, но посильный путь вплоть до открытия счета в южноафриканском банке. А ведь ЮАР не участник санкций против России, а также не требует физического наличия офиса при регистрации иностранного юрлица.
«Нынешнее время ставит перед российским бизнесом новые вызовы, связанные с невозможностью использования классических холдинговых юрисдикций для международного развития. Использование альтернативных вариантов структурирования, будь то ЮАР, ОАЭ, Индонезия, Малайзия или Индия, требует тщательного анализа на предмет наличия ограничений, которые могут стать критичными для конкретного бизнеса и вмиг обнулить потраченные ресурсы на инкорпорацию в данной стране», — отметил старший юрист практики «Сделки и корпоративное право» Адвокатского бюро Nordic Star Антон Борисюк.
Образование на экспорт
На новые вызовы пытается ответить сфера образования. Учеба в России всегда привлекала иностранных студентов. Сейчас развиваются самые разные формы взаимодействия стран в этой сфере.
«Активно осваиваются новые направления сотрудничества с Юго-Восточной, Центральной Азией, странами СНГ. Вместе с тем получает активный импульс развитие российско-африканского сотрудничества во многих отраслях, в том числе в области образования. Одним из ответов на внешние вызовы стало создание, по инициативе Минобрнауки, консорциума Российско-африканский сетевой университет (РАФУ). В рамках проходившего летом в Санкт-Петербурге саммита Россия — Африка руководство нашей страны призвало к активному укреплению российско-африканского сотрудничества в сфере образования и науки, а важная роль РАФУ в сфере развития единого образовательного пространства была отмечена президентом РФ Владимиром Путиным в ходе пленарного заседания форума», — поделился руководитель проектного офиса Российско-африканского сетевого университета Максим Залывский.
РАФУ создан на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (в народе Политех) — в июле текущего года Политех получил статус вуза-координатора РАФУ. В планах создать организационную структуру в виде межвузовской площадки по обмену опытом работы с Африкой в части реализации совместных образовательных проектов.
Итоги
Трудно, но стоит попробовать — пожалуй, такое резюме напрашивалось в конце каждого экспертного выступления. И именно оно наиболее точно отражает ситуацию с выходом МСБ на новые рынки. Имеет смысл бросить взгляд на карту мира, что бы вы ни производили — IT-продукт или косметику, еду или стройматериалы, образовательные услуги или что-то еще. Бросить взгляд на карту, а затем найти, где получить помощь и консультацию, и смело взяться за расширение своих горизонтов.