В России наблюдается устойчивая динамика развития розничной торговли ювелирными изделиями. В настоящее время количество магазинов, занимающихся продажей ювелирных изделий, достигло отметки в 14 345, из которых около 11 661 являются сетевыми. В данном случае под сетевыми магазинами понимаются компании, имеющие две или более торговые точки. Объем сетевых магазинов увеличился на 649 объектов за первое полугодие 2023 года. Однако крупные сетевые магазины представляют всего лишь 36% от общего числа ювелирных магазинов.
Аналитики Ассоциации ювелиров провели исследование и выяснили, что наибольшее количество ювелирных магазинов на 100 000 человек населения находится в Костромской области. Здесь зафиксировано 140 магазинов на 620 776 человек населения, что соответствует индексу плотности ювелирной розницы в 22,5. При этом наиболее распространенной сетью в регионе является местный бренд «Аметист». Остальные регионы, занимающие высокие позиции в рейтинге, включают Камчатский край, Магаданскую область, Калининградскую область, Санкт-Петербург, Приморский край, Москву, Хабаровский край, республику Алтай и Томскую область. В каждом из этих регионов представлены свои локальные сети ювелирных магазинов.
Количество производителей ювелирных изделий, подающих заявки на клеймение золотых украшений, сократилось в первом полугодии 2023 года. По данным Федеральной пробирной палаты, в текущем году было подано 1667 заявок, в то время как в 2022 году за аналогичный период было подано 1879 заявок. Однако объем клеймения золотых ювелирных изделий за 6 месяцев 2023 года увеличился на 29%.
Генеральный директор Ассоциации ювелиров, Вадим Серов, отметил, что наблюдается два основных тренда в отрасли: уменьшение общего числа предприятий и одновременный рост числа торговых точек в локальных розничных сетях, а также увеличение объемов производства изделий. Это объясняется эффективностью внедренных изменений в регуляторную политику, включающих отмену упрощенного режима налогообложения и переход всех предприятий на особый налоговый режим. Такой подход делает использование неоправданной налоговой оптимизации и фрагментации бизнеса экономически нецелесообразными. Вместе с положительным экономическим эффектом, отмечается рост розничного ювелирного рынка на 1,2% в первом полугодии 2023 года и на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Количество микро предприятий в ювелирной отрасли уменьшилось на 15,8% в розничной торговле и на 17,8% в производстве за 8 месяцев 2023 года. Этот факт, при сохранении роста других экономических показателей, свидетельствует о сокращении числа юридических лиц и прекращении фрагментации бизнеса. Отрасль движется в сторону консолидации, хотя уровень сейчас остается низким, а множество брендов продолжает представляться на рынке.